видеонаблюдение и законодательство


Осуществление прямого скрытого видеонаблюдения, а так же прослушивание в местах общественного пользования законодательство РФ не запрещает. Внутри российской юриспруденции постоянно ведутся дебаты, которые выявляют насколько законна установка скрытого видеонаблюдения в конкретно взятом случае. Не следует забывать, что согласно ГК УК РФ, видеоматериалы могут использоваться в качестве доказательства в судебном процессе, поскольку на них может быть снято преступление. Однако данный факт не говорит конкретно о законности скрытого видеонаблюдения.

Говоря о правомерности видеонаблюдения, то существует закон, в котором четко оговорено, что организации, а так же частные лица, занимающиеся оперативно-розыскными работами, могут использовать в своей деятельности аппаратуру скрытого видеонаблюдения. Исходя из вышесказанного, законность использования видеонаблюдения в некотором случае подтверждается. Обратившись к конституции, а конкретнее к части 1-ой 23 статьи можно заключить, что гражданин обладает правом на полную неприкосновенность личной жизни, и сбор информации относительно частного лица, её дальнейшее распространение и использование без его ведома запрещены. Нарушение неприкосновенности личной жизни подпадает под статью 137 УК РФ, которая предусматривает наказание в виде штрафа, прохождения исправительных работ и заключение на срок до 4-х месяцев. Благодаря такому противоречию в законодательстве существует лишь тонкая грань, которая разделяет неприкосновенность личной жизни и допустимое оперативное вмешательство.

Когда скрытое видеонаблюдение осуществляется правоохранительными органами, а так же организациями, занимающимися частным сыском, то здесь все относительно ясно. Главное знать, что им запрещается впоследствии распространять полученные видеозаписи. Однако не существует такого закона, который бы препятствовал частным лицам производить скрытое  видеонаблюдение. В наше время достаточно сложно не оказаться жертвой скрытого видеонаблюдения. Такой вид наблюдения может осуществляться практически везде. Никто не может быть застрахован от стороннего вмешательства в личную жизнь посредством онлайн-видеонаблюдения. Записи, которые являются результатом скрытой видеонаблюдения, могут стать оружием шантажа.

В наше время популярной тенденцией стала установка аппаратуры слежения в офисах. Работодатели оправдывают это тем, что такой контроль помогает установить, насколько качественно работник выполняет свои обязанности. В этом случае работодатель прикрываются ч. 1 ст. 91 ТК РФ, где говорится, что сотрудник в течение всего рабочего времени обязан предельно строго выполнять свои обязанности. Исходя из этой статьи, работодатель считает, что скрытый просмотр является вполне обоснованным, поскольку даёт возможность выявить нарушителей рабочего процесса.

Некоторые работодатели в трудовом договоре прописывают тот факт, что ведётся видеонаблюдение. Служащий, подписывая подобный договор, автоматически соглашается на это, подтверждая тем самым законность установки видеонаблюдения. Да и не помешает повесить объявление, информирующее работников и посетителей офиса о видеозаписи. В данном случае видео наблюдение уже не является скрытым. Если же видеосъёмка производится без ведома объекта наблюдения, то подобный факт может потянуть за собой судовой иск.

Моральный аспект скрытого видеонаблюдения является делом совести каждого, но законодательные аспекты обязаны быть установлены на уровне правовых актов.